Ступенчатые коробки передач в автомобиле: их типология

Самыми, в наибольшей степени, устанавливаемыми коробками передач на сегодняшний день являются четырёхступенчатые и пятиступенчатые. Также существуют коробки многоступенчатые – количество ступеней в них достигает шести – пятнадцати штук. Такие КПП ставятся, преимущественно, на транспортные средства, обладающие значительной грузоподъёмностью и наивысшей проходимостью.

Требования

Основные требования, которые предъявляются к любой КПП:

  1. Она должна быть оборудована оптимальными тяговыми и топливно-экономичными показателями.
  2. Эффективность использования топлива в двигателе автомобиля должна зависеть от высокого коэффициента полезного действия, сокращенно КПД.
  3. Лёгкость управления автомобилем и его устойчивость на дороге.
  4. Переключение скоростей без ударов во время движения автомобиля.
  5. Бесшумность работы.
  6. В процессе движения не должны в одно и то же время включаться две передачи, либо задняя передача при движении прямо.
  7. При включённом либо при нейтральном положении передача должна стойко и неподвижно удерживаться.
  8. КПП обязана иметь невысокую себестоимость и несложность самого устройства, а также незначительную массу и габаритные размеры.
  9. Конструкция любой КПП должна быть достаточно надёжной, удобной для обслуживания и ремонта.

Для того чтобы выполнить первый пункт из данных вышеперечисленных условий, следует грамотно подобрать количество ступеней в коробке передач, а также их числа, а именно передаточные.

С повышением количества ступеней предоставляется шанс создать режимы функционирования двигателя, приближенные к наиболее выгодным и оптимальным с точки зрения динамики и топливной экономности транспортного средства. В данном случае устройство самой КПП усложняется, возрастают её габариты и масса, а также появляются трудности в процессе управления транспортным средством.

Особенности трансмиссии автомобилей

К тому же, при повышении количества ступеней увеличивается также продолжительность времени, необходимого для разрыва напора мощности, что портит динамику машины. Лёгкость в процессе эксплуатации трансмиссии напрямую зависит от схемы устройства, разновидности привода, а также от порядка переключения одной передачи на другую. Передачи в коробке включаются благодаря подвижности шестерен, муфтам зубчатым, синхронизаторам, а также электромагнитным свойствам. Наиболее лёгкая и негромоздкая коробка передач – это трансмиссия с переключающимися каретками. Но данные каретки не обеспечивают должного включения передач без ударов.

1

Вследствие этого, используются особые приёмы переключения, которые ускоряют и притормаживают мотором главные части сцепления. При этом, такое свойство коробки передач, как долговечность, в реальности является недостаточным. Для того чтобы скорости трансмиссией переключались без ударов, устанавливают специальные синхронизаторы. Они делают устройство коробки более сложным и, помимо этого, повышают её габариты. Вот почему наибольшую популярность приобрели именно те коробки передач, в которых высокие передачи включаются благодаря синхронизаторам, а низкие – благодаря зубчатым муфтам.

Шум в процессе работы КПП, который, главным образом, зависит от вида шестерен в ней, гораздо понижается после замены прямозубых шестерен косозубыми. Правильная эксплуатация любой КПП, вдобавок, зависит и от своевременного ремонта и правильного обслуживания.